Щетки в электроинструменте (угольные щетки) – это важные элементы коллекторного двигателя, передающие ток на вращающийся якорь. Они используются в дрелях, болгарках, перфораторах, а также в щетках генератора и щетках стартера автомобилей. Со временем щетки двигателя изнашиваются, но если они крошатся кусками – это указывает на проблему.
Основные причины износа и крошения щеток
1. Естественный износ угольных щеток
Щетки в электроинструменте изготавливаются из графита или углеродных композитов. При работе они постепенно стираются, но если крошатся – значит, есть перегрев или механические повреждения.
2. Перегрев щеток двигателя
При перегрузке инструмента или плохом охлаждении коллектор и угольные щетки перегреваются. Из-за этого графит становится хрупким и осыпается.

Возможно из-за перегрузки двигателя щетки нагрелись и начали крошиться
3. Повреждение коллектора
Если ламели коллектора имеют задиры, загрязнения или неровности, щетки генератора или двигателя изнашиваются быстрее и крошатся.
Так-же даже не заметные задиры на коллекторе двигателя могут привести к искрению и перегреву щеток. Отчего они разрушаются.
Хорошо при техобслуживании инструмента снять фаску с ламелей коллектора. Двигатель будет работать мягче. искрение, если было, может исчезнуть.
4. Некачественные или неподходящие щетки
Дешевые аналоги могут быть слишком мягкими (быстро стираются) или жесткими (царапают коллектор), что приводит к разрушению. Это касается и щеток стартера, и щеток электроинструмента.
5. Сильное искрение
Чрезмерное искрение между щеткой и коллектором возникает из-за:
-
Перегрузки двигателя,
-
Плохого контакта (из-за вибрации или износа),
-
Неисправностей в обмотке якоря.
Это ускоряет износ угольных щеток.
6. Вибрация и ударные нагрузки
В мощных инструментах (УШМ, перфораторах) и в щетках стартера вибрация приводит к ускоренному разрушению графита.

Сильно изношенные щетки мощного отбойного молотка раскрошились после укорочения до 10-12 мм. Это приводит к сильному искрению.
Как продлить срок службы щеток?
✅ Используйте оригинальные или качественные угольные щетки – они лучше прилегают к коллектору.
✅ Следите за состоянием коллектора – очищайте его от нагара и проверяйте на отсутствие бороздок.
✅ Избегайте перегрузок – давайте инструменту остывать при интенсивной работе.
✅ Проверяйте подшипники – люфт вызывает биение якоря и ускоряет износ щеток двигателя.
✅ Регулярно обслуживайте инструмент – удаляйте пыль и стружку, мешающие охлаждению.
Когда пора менять щетки?
-
Инструмент искрит сильнее обычного,
-
Мощность падает, двигатель работает с перебоями,
-
Угольные щетки стерлись до 5–8 мм,
-
Щетки в электроинструменте крошатся, а не стираются равномерно.
Заключение
Крошение щеток в электроинструменте, генераторе или стартере – не всегда естественный процесс. Часто это признак перегрева, некачественных деталей или неисправностей двигателя. Своевременная замена угольных щеток и правильная эксплуатация помогут избежать дорогого ремонта.
Если щетки изнашиваются слишком быстро – проверьте двигатель, коллектор и подшипники!