Рубрика:Как сделать

Как проверить якорь электродвигателя: Пошаговая инструкция для УШМ

Содержание

Как проверить ротор болгарки мультиметром и спасти инструмент от поломки

Ротор болгарки — это одна из главных деталей углошлифовальной машины (УШМ). С него все начинается.

Главная причина полоки инструмента

Чаще всего новый инструмент выходит из строя, когда попадает в нерадивые руки!

Как проверить якорь электродвигателя: Пошаговая инструкция для УШМ

Я не учитываю БРАК в изделии, это уже особый случай.

Например, в инструкции указано, что работать с ним можно не более 10 минут без перерыва, но пользователь продолжает использовать болгарку до тех пор, пока руки  терпят тепло.

При этом через обмотки двигателя проходят огромные токи, механизм перегревается, может расплавиться смола, которой залиты обмотки якоря и статора.

 Из-за перегрева корпус может деформироваться. В результате начинается вибрация — ведь при оборотах до 10 000 в минуту даже малейшие биения становятся критичными. Подшипник разбалтывается, а затем может и рассыпаться.

Если вовремя не остановить работу, якорь начнёт задевать за статор, что приведёт к необратимой поломке — восстановить инструмент будет уже невозможно.

Остальных причин выхода из строя может быть несколько:

перегрузка, попадание влаги, износ щеток или подшипников.

Чтобы продлить срок службы болгарки, важно уметь самостоятельно проверять состояние якоря. В этой статье вы узнаете:

  • как устроен ротор болгарки;
  • по каким признакам можно заподозрить его неисправность;
  • как проверить якорь мультиметром;
  • альтернативные методы диагностики;
  • что делать после обнаружения проблемы.

Как устроен ротор болгарки

Прошу извинить специалистов за тонкости, но ремонт может делать и студент худграфа☺

Ротор (или якорь) представляет собой вращающуюся часть двигателя. Он состоит из следующих компонентов:

Компонент
Функция
Коллекторный вал
Несёт на себе ламели и служит осью вращения
Ламели
Медные пластины, через которые передается ток на обмотку
Подшипники
Обеспечивают плавное вращение, защищены пылезащитными шайбами
Вентилятор
Охлаждает якорь во время работы

💡 От качества намотки провода и состояния ламелей зависит мощность, стабильность и долговечность болгарки.

Как проверить якорь электродвигателя: Пошаговая инструкция для УШМ

🖼️ Изображение 1: Устройство якоря болгарки

 

Схема устройства ротора болгарки с обозначением основных частей.

Схема устройства ротора болгарки с обозначением основных частей.


Внешние признаки неисправности ротора

Если ваша болгарка начала работать некорректно, стоит проверить якорь. Вот основные симптомы, которые могут указывать на проблему:

Признак
Возможная причина
Болгарка запускается с рывками или вообще не включается
Пробой обмотки или обрыв цепи
Моргает свет при включении
Резкий скачок потребления тока
Запах горелой изоляции или дым
Перегрев обмотки
Перегрев корпуса, потеря мощности
КЗ или межвитковое замыкание
Самопроизвольное изменение оборотов
Неисправность коллектора
Сильное искрение на коллекторе
Повреждение ламелей или обмотки

⚠️ Однако эти же признаки могут говорить о неисправности щеток. Поэтому первым делом проверьте их состояние!


Подготовка к диагностике якоря

Перед началом проверки необходимо разобрать болгарку и извлечь ротор. Делайте это аккуратно:

  1. Отключите болгарку от сети.
  2. Снимите задний кожух.
  3. Извлеките щетки. Или скиньте с них пружинку, можно тонкой отверткой в сторону.
  4. Выкрутите редуктор и достаньте ротор из статора. Запомните и сфотографируйте, как что было!

После этого очистите коллектор от  пыли, которой всегда много, особенно если работали на стройке, с помощью спирта и мягкой ткани. Если есть нагар — используйте очень мелкую наждачную бумагу.

Иногда болгарка забивается мелкой железной пылью, образуя что-то вроде мягкой, желеобразной массы. Не сразу и поймешь, что это пыль.  Такой налёт скапливается на внутренних деталях инструмента — особенно вокруг якоря и статора и еще хуже -между ними. Эта смесь не только ухудшает работу электродвигателя, но и может вызвать замыкание или дополнительное трение, приводящее к перегреву.

Как проверить якорь электродвигателя: Пошаговая инструкция для УШМ

Поэтому при разборке болгарки перед диагностикой ротора обязательно очистите все загрязнения. Удалить желеобразную массу лучше всего мягкой тряпочкой или щёткой с натуральным ворсом. Действуйте аккуратно, чтобы не повредить тонкие провода обмотки и не поцарапать изоляционный слой на катушках статора и ротора.

После очистки протрите поверхности сухой салфеткой, а при необходимости — слегка обезжирьте их спиртом или специальным очистителем для электрических контактов. Это поможет восстановить нормальную циркуляцию воздуха и предотвратит дальнейший нагрев деталей.


Основные внешние признаки и возможные неисправности якоря

Признак
Вероятная неисправность
Искрение на коллекторе
Износ или повреждение ламелей
Не запускается
Обрыв обмотки или пробой на массу
Перегрев
Межвитковое замыкание
Рывки и нестабильная работа
Неравномерное сопротивление секций
Снижение мощности
Частичное повреждение обмотки

Как проверить ротор болгарки мультиметром

Шаг 1: Проверка целостности обмотки между соседними ламелями

  • Установите мультиметр в режим измерения сопротивления (200 Ом).
  • Последовательно измеряйте сопротивление между каждой парой соседних ламелей.
  • Исправный якорь: показания одинаковые (±5%).
  • Неисправен: если есть обрыв («1»), короткое замыкание (~0 Ом) или значительный разброс значений (>5%).

                           Схема измерений мультиметром

Схема измерений мультиметром

Схема измерений обмоток якоря через ламели мультиметром

 

Шаг 2: Проверка на короткое замыкание на корпус («массу»)

  • Переведите мультиметр в режим прозвонки или установите диапазон 20 кОм / 200 кОм.
  • Один щуп касается любой ламели, второй — металлической части вала. Проверьте все ламели, прокрутив якорь.
  • Исправный якорь: зуммер не пищит, сопротивление бесконечное.
  • Неисправен: есть контакт — значит, произошло короткое замыкание.

Альтернативные способы диагностики без мультиметра

Метод 1: Проверка с помощью лампочки и батарейки

  • Подключите лампу на 12 В к источнику питания (например, автомобильному аккумулятору).
  • Один контакт соедините с одной ламелью, второй — с соседней.
  • Медленно прокручивайте вал якоря.

Результат:

  • Лампа равномерно светится — обмотка исправна.
  • Лампа не загорается или мигает — есть обрыв или замыкание.

Метод 2: Диагностика с использованием дросселя

  • Поднесите якорь к самодельному дросселю.
  • Если есть межвитковое замыкание, якорь начнет вибрировать или гудеть.

💡 Такие приборы часто называют «баранкой». Они помогают обнаружить скрытые замыкания, которые не «ловятся» мультиметром.

 Самодельный дроссель для диагностики

Вряд ли вы будете его делать, но знать это полезно. Поэтому приведу схему:

 дроссель для проверки якоря на межвитковое замыкание.

Простейший дроссель для проверки якоря на межвитковое замыкание.

Что делать после диагностики?

Таблица. Возможные действия после диагностики якоря

Результат диагностики
Что делать
Обрыв или КЗ
Замена якоря
Межвитковое замыкание
Замена или перемотка
Небольшой износ ламелей
Чистка и дальнейшая эксплуатация
Нормальное состояние
Установка обратно, сборка инструмента

💡 При замене якоря рекомендуется сразу заменить щетки — это повысит надёжность работы болгарки.


Полезные советы при ремонте

  • Всегда фотографируйте этапы разборки — это поможет правильно собрать инструмент.
  • Используйте правильную отвертку, чтобы не повредить винты.
  • После замены деталей обязательно протестируйте работу болгарки в безопасных условиях. БЕЗ диска!

Заключение

Проверка ротора болгарки — важный этап диагностики неисправностей электроинструмента. Это позволяет точно определить причину поломки и принять решение: ремонтировать или заменять деталь. С помощью мультиметра, лампочки или самодельного дросселя вы можете выполнить диагностику дома, без обращения в сервис.

Своевременная проверка и обслуживание помогут избежать серьёзных поломок и значительно продлят срок службы вашего инструмента.

  • Как заменить щетки болгарки своими руками
  • Диагностика и ремонт статора болгарки
Этот блог читают уже
более 6000 человек
- читай и ТЫ!
Оставьте свой коментарий:
:smile1: :smile2: :smile3: :smile4: :smile5: :smile6: :smile7: :smile8: :smile9: :smile10: :smile11: :smile12:

«Мы славно поработали
и славно отдохнем»
Яндекс.Метрика